Ростральные колонны.
В Древнем Риме существовал обычай: в честь морских побед возводили триумфальные колонны, украшенные рострами (носами) вражеских кораблей. В Петербурге Ростральные колонны были сооружены в 1810 году по проекту французского архитектора Жана Франсуа Тома де Томона.
Высота каждой колонны 32 метра. На верхние площадки, где находятся треножники для сигнальных огней, ведут расположенные внутри винтовые лестницы.
Изначально в жаровнях наверху жгли конопляное масло.
В 1896 году к светильникам подвели электричество. Но этот способ освещения применяли недолго «по причине великого расхода».
И лишь к 250-летию города, в 1957 году (юбилей праздновали с опозданием), к колоннам был подведен газ, а в мощных горелках запылали 7-метровые огненные факелы. Огни на Ростральных колоннах зажигают лишь в особо торжественных случаях.
Что за четыре фигуры у подножия? Не все горожане знают, что символизируют эти скульптуры.
Мнение о том, что у подножия колонн представлены аллегорические изображения, олицетворяющие четыре русские реки (у южной — «Волхов» и «Нева», у северной — «Днепр» и «Волга»), не подтверждается документами и возникло относительно недавно. Сам Тома де Томон писал, что «база каждой колонны украшена огромными фигурами, которые символизируют божества моря и коммерции». Атрибуты скульптур достаточно скупы, и ни один из них не может подтвердить или полностью опровергнуть версию о том, что перед нами аллегории конкретных четырех рек.
В последние годы было установлено, что над созданием скульптур работали французские ваятели Ж. Камберлен и Ф. Тибо. Первым была выполнена мужская фигура на северной колонне, а остальные скульптуры принадлежат руке Тибо. При более внимательном изучении скульптуры можно заметить различия в стиле исполнения: работа Ж. Камберлена отличается от остальных большей динамичностью и сложностью силуэта.
Статуи выполнены из пудостского известняка, который добывался в каменоломнях под Санкт-Петербургом, недалеко от Гатчины, в местечке Большая Пудость.
Известняк легко поддается обработке сразу после извлечения из карьера, его буквально можно резать ножом, но быстро твердеет на открытом воздухе. Структура камня не позволяет мастеру детально проработать орнамент или прорисовать мелкие объемы, зато пудостский камень обладает прочностью.
Пудостский известняк в большей степени, чем другие каменные породы, подвержен разрушающим воздействиям перепадов температуры, атмосферных осадков, промышленных выбросов, холодного и сырого климата. Поэтому скульптуру из пудостского камня приходится часто реставрировать.
В русском искусстве ближайшими аналогами каменным изображениям Ростральных колонн могут служить расположенные у основания башни Адмиралтейства фигуры Александра Македонского, Ахиллеса, Аякса и Пирра работы скульптора Ф. Щедрина. Они также выполнены из пудостского камня.
Текст частично взят из «Наука и жизнь»