17-летнему Бетховену были переданы отцовская зарплата и его обязанности в городском оркестре. А в 1792 году, в 22 года, не без радости, он покинул Бонн и направился в Вену.
«Не будем забывать, что Бетховен покидал родной город, имея в активе не только добрые пожелания, но и стипендию, пожалованную ему архиепископом, — напоминает Андреас Экхард. — Его не выгнали, он не был вынужден бежать, как Моцарт из Зальцбурга, его отправили учиться!»
Почему Бетховен никогда не возвращался в Бонн? Риторический вопрос. У кого из нас нет дел, откладываемых до лета, до следующего года, до пенсии или еще до какого заветного рубежа? От Бонна до Вены – путь не близкий. Лишних денег у Бетховена никогда не водилось. Плюс – заботы, переезды, влюбленности, срочные заказы, ученики и ученицы, наконец, болезни. О Бонне он, однако, никогда не забывал.
Уже в год его смерти – в 1827-м — прошло нечто вроде небольшого фестиваля его памяти. В 1845 году был воздвигнут первый в Европе памятник Бетховену.
А в 1890 году горожане спасли родной дом Бетховена от сноса.
Гражданская инициатива «Граждане за Бетховена» (Bürger für Beethoven), созданная еще в 19 веке, сегодня является формальным владельцем дома-музея. В 1890 году был брошен всегерманский клич: «Если у кого-то есть что-то, связанное с Бетховеном – отправляйте в Бонн!»
Кайзер пожаловал купленную им где-то коллекцию слуховых трубок, которыми пользовался глохнувший композитор. Учитель маленькой школы из какой-то рейнской деревни прислал первое издание одного из квартетов. Так, с миру по нитке, а потом и на научной основе была собрана уникальная «бетховениана»: один лишь бетховенский архив насчитывает пять тысяч единиц хранения. Имя Бетховена носит и городской оркестр Бонна, имеется и филармония под названием Бетховенский зал (а в ближайшее время обещают построить еще один), не говоря уже о фестивале.
Небольшая прогулка по Бонну от ж/д вокзала до дома Бетховена: